18.05.2012

Снова о нем, ферросплавном

От редакции сайта yad-zavod.org:
Николай Подгурский, офицер запаса, член Союза писателей России и автор нескольких книг, написал статью о ситуации вокруг строительства завода ферросплавов. Детально, с подходом исследователя. Он проанализировал технологическую составляющую, спрогнозировал «разлет» будущих выхлопов, не поленился заглянуть в официальные документы, показывающие, по каким веществам мы уже имеем предельно допустимую концентрацию (ПДК). Эта статья, несомненно, заслуживает вашего внимания.

***
Уважаемый Читатель! В ходе работы над статьёй я постарался опираться на данные, достоверность которых сложно опровергнуть, чтобы не давать поводов критиковать меня за использование ошибочной информации. В особенности прошу вас обратить внимание на то, что мне не удалось найти материалов, которые бы кардинально шли в разрез с моими рассуждениями и выводами.

Изначально я собирался писать только об экологических аспектах строительства «Енисейского ферросплавного завода». Однако после сбора материала мне стало ясно, что экологический подход компании «ЧЕК-СУ» к организации производства применим и к другим компаниям, уже работающими как на территории Красноярского края, так и на территории всей России.

В ходе изучения экологических подходов компании «Чек-СУ» выяснилось, что в условиях России крупному бизнесу, производственные мощности которого оказывают негативное влияние на окружающую среду, проще заплатить копеечный штраф, чем вкладывать многомиллионные средства в экологические проекты, сохраняющие жизнь и здоровье своих сограждан. Именно поэтому заслуживает уважения руководство «Норильского никеля», которое объявило об активизации экологических мероприятий на своих производственных предприятиях. Также достаточно жесткий внутренний экологический мониторинг осуществляется и на Красноярской железной дороге.

Однако молчание руководителей красноярских компаний-загрязнителей относительно экологической опасности марганцевого производства показывает, что они знают о негативных последствиях подобных производств. Уважаемый Читатель, неужели вы думаете, что, например, руководители Красноярского алюминиевого завода забыли, как в период аварии на Саяно-Шушенской ГЭС город Красноярск погрузился во мглу, потому что с целью сохранения электродного производства отходы выводились напрямую? При этом руководство и акционеры КрАЗа не понесли наказания даже в рамках существующего законодательства.

А теперь представьте, что будет с Красноярском и его окрестностями при аварии на марганцевом заводе. Неужели вы думаете, что кто-то остановит производство и пожертвует основным оборудованием? Никогда! Пустят дым напрямую!

Ещё сомневаетесь, что такое возможно? Хорошо. Предположим, что компания «ЧЕК-СУ» согласна нести социальную ответственность перед красноярцами. Тогда почему она не желает построить производственные цеха и вахтовые посёлки рядом с месторождением, в чистом поле – руду возить никуда не надо, заботиться об экологии при транспортировке тоже не надо! Ответ прост – деньги, большие деньги.

Руководители «ЧЕК-СУ» ради сверхприбыли пойдут на все! Именно поэтому они на своем сайте www.cheksu.ru заявляют:
• Проект строительства ЕФЗ предусматривает создание (при запуске первой очереди) 1 420 рабочих мест со средней оплатой труда в размере 24 000-32 000 рублей в месяц
• «К ноябрю 2011 года налоговые выплаты в бюджет Красноярского края составили 30 млн. рублей
• После запуска ЕФЗ планируется ежегодно отчислять в краевой бюджет около 868 млн. рублей.

Обещают платить много, какие к ним могут быть претензии? Мне это напомнило другую компанию, работающую на красноярской земле – Красноярский алюминиевый завод. Очень крупная компания, богатая! И… щедро одаривает Красноярск и его окрестности целым «букетом» химических отходов. По информации, опубликованной на сайте www.gosnadzor.info, КрАЗ уже успел исчерпать лимит загрязнений марганцем в самом городе Красноярске: «Краевым управлением Росприроднадзора была проведена проверка. В Черемушке (прим. автора – река в районе КрАЗа) обнаружилось превышение ПДК по марганцу в 49 раз, по меди - в 7 раз, по железу - в 6 раз, по фторидам - в 1,1 раза, по фосфат-иону - в 78 раз, по иону аммония - в 44 раза. Специалисты Росприроднадзора объясняют столь высокое загрязнение ручья разгрузкой в него грунтовых вод с территории хвостохранилищ ОАО "КрАЗ"."Черемушка превратилась в сточную канаву, и все благодаря грунтовым водам КрАЗа. А потом воды из ручья попадают в Енисей».

Более того, вывод, что марганцевые выбросы совершенно не нужны красноярцам следует и из следующей статьи, опубликованной до антиферросплавной компании:

«Высокая доля проб воды водоисточников, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, в 2007 г. регистрировалась в г. Лесосибирске, г. Игарке, Ачинском, Балахтинском, Богучанском, Большеулуйском, Емельяновском, Енисейском, Каратузском, Краснотуранском, Туруханском, Ужурском районах.

Результаты исследований воды подземных источников централизованных систем водоснабжения населенных мест Красноярского края в 2004-2007 гг.
В 2007 г. качество воды подземных водоисточников по санитарно-химическим показателям изменилось в худшую сторону – доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, составила 37,3 %, в предыдущем году – 28,9 %.
Неблагополучие подземных водоисточников по санитарно-химическим показателям обуславливается повышенным природным содержанием в воде железа, солей жесткости, фторидов, марганца».
Из данной выдержки понятно, что свою дополнительную порцию марганца вместе с Красноярском получат через грунтовые воды и жители Лесосибирска, Енисейска и Игарки, а им уже и так от него «хорошо».

Далее, для желающих самим проверить и посчитать зону загрязнения марганцевыми соединениями красноярских земель при вводе в эксплуатацию ферромарганцевого завода, привожу информацию с сайта Красноярского гидрометцентра :

1. Для воздуха ПДК мг/м3 максимальная разовая 0,01 (марганец (его соединения в пересчете на марганец IV оксид)).
2. Для воды ПДК, мг/л <0,01 (марганец).
3. Ежегодно ПЛАНИРУЕТСЯ (информация «ЧЕК-СУ») выбрасывать в атмосферу 182 тонны оксида марганца и др.

Попробовал посчитать и я.
Для начала мною была получена информация, что оксид марганца - это в нашем случае пыль размером от 0,15 до 5 микрон, обладающая абразивными свойствами, которая со временем оседает на землю, но при этом может пролететь по воздуху не один десяток километров. Причем марганец - это лишь один из видов отходов ферромарганцевого завода, который в пылеобразном состоянии будет выбрасываться в атмосферу.

Это мне напомнило о другой проблеме Красноярска – повышенной запылённости. Не буду искать причин этой запылённости, но отмечу, что раньше – ещё несколько лет назад пыли, которая активно проникает в квартиры жителей Красноярска было меньше. И к этому явлению добавится запыленность с феррамарганцевого завода?

Теперь о расчетах. Предположив, что в первый год работы ферросплавного завода данная пыль осядет из расчета 0.01 мг на метр квадратный (предельно допустимая концентрация), я получил площадь загрязненной территории в 18200 квадратных Роза ветров Красноярскакилометров.

Иначе говоря, в первый же год работы ферросплавного завода подвергнутся загрязнению территории в радиусе примерно равному 76 километров от ферросплавного завода. Для критиков, желающих опровергнуть мои оценочные расчеты сообщаю: да я знаю, что 6 дней из 10 ветер будет сносить загрязнения в сторону, но с учетом того, что 25% времени будет безветрие.

Роза ветров Красноярска. Взято из схемы градостроительного зонирования территории города Красноярска (Июнь 2007 г.)

Расстояние от Крастяжмаша до Солнечного
В этом случае марганцевый ПДК будет достигнут уже в первый год в 19 километрах от ферросплавного завода по направлению в сторону Красноярска. Для тех, кто забыл или не знает – ферромарганцевый завод строится в 10 километрах от Красноярска (смотрите фрагмент карты Красноярска (ЯрМап), рисунок увеличивается по клику).

Территория, где возможно превышение ПДК по марганцевым соединениям уже после первого года работы завода выделена более насыщенным цветом. И это только в первый год работы ферросплавного производства! А что дальше?

Исключительно для руководителей «ЧЕК-СУ» сообщаю, что в период безветрия фтор от КрАЗа вдыхают жители Ветлужанки – ЭТО ФАКТЫ. А КрАЗ и Расстояние от КрАЗа до пос. Элитаферромарганцевый завод отстоят друг от друга на 11 километров и фактически находятся на одном взгорье, с которого всё скатывается в соседнюю котловину, в которой расположен город Красноярск.

А в случае восточного и северо-восточного ветров смог доходит и до дачных массивов, расположенных в Элите и Пугачево, которые удалены от КрАЗа на 28-30 километров, и на таком же расстоянии от них будет находиться Енисейский ферросплавный завод (смотрите фрагмент карты Красноярска и его окрестностей (ЯрМап), рисунок увеличивается по клику).

Конечно, можно предположить, что всё будет оседать в километровой зоне, как говорят руководители «Чек-СУ». Я попробовал этому поверить, но потом решил проверить, и у меня получилось, что уже через 4-5 лет на территории завода образуются «сугробы» из отходов производства, которые будут раздуваться окружающими ветрами во все стороны, включая Красноярское направление. И, в результате, мы опять получаем десятки километров загрязненных территорий. Опять же, высокие шестидесятиметровые трубы на заводах строятся для того, чтобы развеять по окрестностям отходы производства. А именно трубы такой высоты планируется построить на ферросплавном заводе. Где находятся эти окрестности, вы можете увидеть в уже упомянутом выше фрагменте карты Красноярска и его окрестностей.

***
Вспомнил я и о другом: нынешний губернатор Красноярского края и его команда поддержали красноярцев в борьбе за своё здоровье. Поддержали не формально, а активно. Признав, что ранее была допущена ошибка, и постарались её исправить. И именно после этого краевое правительство, в котором всё всегда было тихо и ровно, почему-то начало погрязать в серии криминальных скандалов. В том числе министерство промышленности края, в ведении которого находится строительство новых промышленных предприятий. Как вы думаете – кому это нужно?

Отдельно хочу остановиться на некоторых аспектах термина ОБЫВАТЕЛЬ.
Уважаемый Читатель, данным термином в среде специалистов (людей, имеющих образование по какому-либо направлению деятельности), а также в среде коммерческих руководителей и акционеров компаний (людей, прямо или косвенно содержащих этих специалистов) принято называть Нас – людей, не являющихся сотрудниками у вышеназванных руководителей и акционеров компаний. Еще одна причина, по которой специалисты и их руководители используют термин «обыватель» следующая – «обыватель» периодически задает вопросы, на которые у «специалистов» нет ответа, а ответ давать надо!

Вариантов выхода из такой ситуации у специалиста несколько:
1. Признать, что «обыватель» прав и специалист не знает ответа на вопрос.
2. Решить поставленную «обывателем» задачу и тем самым устранить проблему.
3. Уйти от ответа на вопрос, сославшись на некомпетентность «обывателя».
Уважаемый Читатель, мы с вами прекрасно понимаем, что самым распространенным в среде «специалистов» и их «руководителей» при общении с нами является вариант номер три.

В случае с ферросплавным заводом некомпетентность обывателя обосновывается:
- размахиванием экологическим разделом проекта ферросплавного завода в котором «специалисты» установили километровую санитарную зону;
- озвучиванием информации о том, что после очистки фильтрами ФРИР запыленность одного кубического метра очищенного газа не превышает 20 миллиграмм, предлагая забыть «обывателю» о том, что за год планируется выбросить в красноярскую атмосферу марганцевой пыли весом 181,86 тонны.

Уважаемый Читатель, у меня – обывателя – в ходе изучения околоферросплавной литературы возникло ещё несколько вопросов, ответов на которые я тоже не увидел в объяснениях руководителей и специалистов «ЧЕК-СУ». Но, читая умные статьи специалистов по очистке отработанных газов в металлургии, я узнал, что содержание 20 миллиграмм пыли в одном кубометре очищенного газа верно только для совершенно новых фильтров и что в ходе эксплуатации фильтр будет хуже очищать отработанные газы от марганцевой пыли. Поэтому хотелось бы узнать у специалистов «ЧЕК-СУ», сколько в действительности марганцевой пыли будет выбрасываться в атмосферу. Полагаю, что значительно больше заявленных 181 тонн!

Следующее, что меня заинтересовало и удивило, это размер марганцевой пыли, которая будет выбрасываться в атмосферу: 0,15 – 5 микрометров. Я по наивности считал, что вся пыль в отработанных газах имеет такой размер. Оказывается здесь дело в другом – в том, что замечательные «современные» фильтры, которые планируется устанавливать на Енисейском ферросплавном заводе, очень слабо улавливают пыль размером 0,15 – 5 микрон. Специалисты уклончиво называют это «выносом мелких частиц» (по ссылке: журнал «Пылегазоочистка», №1/2011, файл .pdf, размер около 7 Мб). Я же, как обыватель, считаю, что меня обманывают, заявляя об установке современного очистного оборудования. В этой же статье я прочитал, что есть действительно современные наработки (2009-2010 годов), которые улавливают пыль размером 0,15 – 5 микрон, причём стабильно в течение всего периода эксплуатации.

Пожалуй, я не буду задавать вопрос по этой нестыковке руководителям и специалистам «ЧЕК-СУ». Считаю, что ответ здесь я уже нашёл сам. Он заключается в том, что руководство «ЧЕК-СУ» хочет сэкономить на нормальной экологии. Более того, экономия средств предполагается и за счёт приобретения дешёвых китайских фильтров. А то, что не будут улавливать китайские фильтры, пусть улавливают лёгкие жителей Красноярья.

Более того, мне, как обывателю, совершенно не нравится следующая самореклама «ЧЕК-СУ»: «Проект строительства ЕФЗ предусматривает создание (при запуске первой очереди) 1 420 рабочих мест со средней оплатой труда в размере 24 000-32 000 рублей в месяц». Уважаемый Читатель, я против того, чтобы почти полторы тысячи здоровых мужчин-красноярцев в течение очень непродолжительного времени за 25-30 тысяч рублей в месяц (даже за 50 тысяч) лишились своего здоровья. Я догадываюсь, что руководство «ЧЕК-СУ» просчитывало наличие в г. Красноярске квалифицированного людского ресурса, способного работать на сложном производстве. (Нам говорят, что типа 1000 рабочих мест... мол это перевешивает ВСЁ. можно хоть чистый яд в атмосферу выпускать! - Прим. автора).

Неужели правительство Красноярского края, российская власть не способны организовать в тех же цехах экскаваторного завода, например, сборочное автомобильное производство? Полагаю, что денег, как в краевой, так и российский бюджет будет поступать не меньше, чем от ферросплавного завода.

Н.В. Подгурский, г. Красноярск,
ст. офицер запаса,
член Союза писателей России
май 2012 г.