Анатомия пробега
Автопробег показал,
что вопрос о ферромарганцевом
заводе до сих пор не решен,
что люди этого не простят никогда
и будут идти до победного конца.
4 апреля по улицам Красноярска прокатилась колонна с активистами движения «Красноярск против». В 20:00 основная часть участников собралась на открытой автостоянке напротив магазина Dommer на ул. 78 Добровольческой бригады. Люди приезжали на автомобилях и мотоциклах. Кто оказался «безлошадным», тот добирался пешком и присоединялся к экипажам участников автопробега, ведь людей сплотило не наличие автомобиля, а до сих пор не решенная проблема со строительством ферромарганцевого завода. О ходе подготовки и о проведении автопробега я расскажу немного позже, а сейчас хочу поведать, что же стало поводом для этого масштабного и громкого мероприятия.
Кто накалил обстановку
Ни краевые, ни федеральные власти – спустя полгода осуществления своих властных полномочий и получения высоких зарплат – не исполнили резолюцию красноярского октябрьского митинга о запрете размещения ферромарганцевого завода вблизи Красноярска. Мы передали Л. Кузнецову, В. Путину и Д. Медведеву выписку из протокола схода граждан с требованием не допустить этот яд-завод, десятки тысяч подписей, а также видеорезолюцию митинга. Ни один из названных чиновников не исполнил законного требования красноярцев, впрочем, как и ни один не дал письменный ответ по существу. Да и компания «Чек-су» не считается с мнением красноярцев о недопустимости размещения этого производства в связи с тем, что состояние окружающей природной среды для здоровья и жизни людей и так не благоприятное, количество заболеваний растет, смертность растет. На кладбище «Бадалык» мест для захоронений осталось мало. Власть уже подыскала новую площадку для городского красноярского кладбища на территории Шуваевского сельсовета, через дорогу от того места, где планируют яд-завод, чтобы мы вымирали от этого завода, а нас хоронили через дорогу. Действующий онкодиспансер с его ужасными условиями и крайне низким качеством медицинской помощи не справляется с потоком онкологических больных, и власть строит нам второй диспансер.
Не издевательство ли это над живыми-то людьми?
Наряду с таким бездействием краевые власти проиграли судебный спор компании «Чек-су», и теперь компания имеет право строить яд-завод. Городские власти рассказывают, что вносят законопроект изменений в закон Красноярского края «Об охране окружающей среды» с целью учета общественного мнения в будущем. Подобный законопроект подготовлен и краевыми властями и уже внесен на рассмотрение на ближайшей сессии законодательного собрания. Двойной результат продемонстрировал несогласованность действий городской и краевой власти, хотя еще недавно представители городской власти в один голос нас заверяли в том, что у них нет полномочий решать эту проблему.
Теперь авторы законопроектов наперегонки демонстрируют свои труды перед обществом как боевые заслуги, и решают, чей законопроект лучше. Но вот что интересно. Оба законопроекта похожи друг на друга и подготовлены по команде «аврал» в считанные дни до начала автопробега. Авторы законопроектов с успокоением рассказывают людям о своих достижениях, выдавая эти законопроекты за эффективный инструмент для починки экологической ситуации в крае, а также за результат борьбы с яд-заводом. И многие люди, узнав о таком достижении, уже вздохнули спокойно, поверив таким новостям.
И сделали это зря.
Радоваться оказалось нечему, так как принимать оба схожих законопроекта никто не будет, и ни один из законопроектов, по сути, не решает вопрос с яд-заводом. Так что, в решении вопроса по ферромарганцевому заводу одинаковые законопроекты одинаково бесполезны. Данный факт тщательно умалчивается и скрывается от людей. Именно так нам продолжают выдавать ложь за истину. Эти законопроекты определяют лишь то, в каких формах необходимо учитывать властям общественное мнение. А вот мнение это не имеет силы закона и носит только рекомендательный характер для самих же властей. Впрочем, именно это мы и имеем на сегодняшний день: что одного мнения людей оказалось недостаточно, чтобы запретить ухудшать нашу и без того крайне неблагоприятную окружающую среду. Вместо того, чтобы принять закон, запрещающий заводам выбрасывать вредные вещества в окружающую среду, которая находится в состоянии экологической комы, нам предлагают закон «о социологическом опросе» и врут дальше.
Решительное и боевое
Как видите, идея с автопробегом возникла не на пустом месте. Бездельники и обманщики, сидящие в кабинетах власти, а также московские яд-бизнесмены это доказали. Люди собирались на автопробег после трудового дня. И, несмотря на усталость, на домашние заботы и хлопоты, активисты прибывали, прибывали и прибывали. На месте сбора мы раздавали участникам флаги, наклейки.
На площади все кипело, обсуждалось наглое вранье, бездействие и бесполезность властей. Я не увидел ни одного участника-молчуна. Люди встречались, делились друг с другом своими впечатлениями. Настроение людей было решительное и боевое. Многие предлагали и вовсе крайние меры… Активисты приходили в противогазах, в желтых галстуках, с желтыми флагами и барабанами. Автовладельцы творчески подошли к оформлению автомобилей. Одни обтянули корпус грузового автомобиля огромным баннером с надписью «Нет заводу ферросплавов», другие установили сверху автомобиля огромную растяжку с лозунгом на двух шестах, третьи увешали автомобиль шарами, четвертые обклеивали весь корпус ярко-желтыми наклейками и так далее. Одним словом, фантазии не занимать.
И это неспроста. Ведь цель автопробега стоит и в том, чтобы максимально обратить внимание на ферромарганцевую беду краевого масштаба. На протяжении нашей борьбы в крае созданы все условия, чтобы «не выносить сор из избы». Возможно, именно поэтому о нашей беде не говорят федеральные телеканалы, радиостанции и газеты. А зря, может быть, нас и поддержали бы другие регионы России, и это смогло бы решить проблему сразу на федеральном уровне.
Помимо гражданских лиц, на автопробег приехали и оперативные работники полиции. Они ходили по площади с видеокамерами и фотоаппаратами, фиксировали происходящее, охраняя общественный порядок, а также пытались выявить единственного организатора мероприятия, хотя прекрасно понимали, что его нет, так как это народное недовольство, а не собрание политической партии. А в это время людей и машин на автостоянке становилось все больше и больше. В какой-то момент ко мне подошла дама и сказала, что со мной хочет пообщаться замгубернатора С. Пономаренко, это выглядело так, будто он настолько далеко от меня и сам не может об этом сказать. Хотя сразу же появился и С. Пономаренко.
Мы поприветствовали друг друга словесно, я представился Артемом, а мой собеседник немного растерялся и после небольшой паузы все же представился, назвав свою должность. С. Пономаренко рассказал мне, что завода не будет, впрочем, он без запинки и эмоций монотонно повторил все то, что обещал всем красноярцам с экранов их телевизоров, и ничего нового я не услышал. На мой вопрос, будет ли он участвовать в автопробеге, Пономаренко сказал, что не будет, так как ему что-то мешает, да и не очень-то он солидарен с такой формой решения проблемы, как массовое мероприятие. Тогда я спросил у С. Пономаренко, чем подкреплены его слова и слова губернатора о том, что завода не будет, а также спросил, почему до сих пор вопрос не решен, а суд проигран. Ответов по существу заданных вопросов я не услышал, и на этой ноте наш короткий диалог закончился. А позже мы снова встретились с С. Пономаренко, он взял у меня нашу желтую наклейку «Нет заводу ферросплавов». Позже С. Пономаренко сообщил, что он прикрепил эту наклейку к личному автомобилю. Считаю, что надо с уважением отнестись к такому решительному поступку замгубернатора, поскольку ранее представители краевой власти сторонились нашей символики.
...В 20:30 автомобили стали выезжать на улицу 78 Добровольческой бригады, занимая всю полосу движения и вставая в единую колонну. По мере образования колоны она двигалась в сторону улицы Шахтеров, затем в сторону ул. Сурикова, затем по улице Вейнбаума на Коммунальный мост, оттуда до кольца Предмостной площади с разворотом на левый берег. На левом берегу по улице Карла Маркса колонна двигалась на улицу Сурикова, затем на проспект Мира, а оттуда – до «Серого дома». Головная часть колонны производила разворот несколько раз после «Серого дома», возвращаясь на кольцо Предмостной площади, дожидаясь других участников автопробега.
По количеству автомобилей картина такова. На автостоянке сбора было 1000 автомобилей, около стелы ТРЦ «Планета», около ТК «Континент» и в районе улицы Мужества к нам присоединились еще 200 автомобилей, которые собрали активисты заранее. В ходе автопробега к нам присоединялись водители, меняя маршрут своего движения. Таким образом, в автопробеге приняло участие не менее 1200 автомобилей. В каждом автомобиле находилось 3-4 человека, поскольку не у всех есть транспортное средство, и многие сели пассажирами. Так, например, в моем автомобиле было 3 человека. Колонна была настолько большой, что когда самый первый автомобиль разворачивался на кольце Предмостной площади, я двигался через Суриковскй мост через реку Кача, а последние автомобили еще продолжали выезжать от автостоянки Dommer. Таким образом, длина колоны была более 10 километров.
Автопробег показал, что люди никогда не простят такой обман и такое бездействие ни власти, ни «Чек-су». Люди будут идти до победного конца. Это уже второй высокомасштабный автопробег за историю города Красноярска и Красноярского края. Первый был «Против яд-завода». Второй – «За Красноярск». Сам факт участия в таком мероприятии требует крайнюю обеспокоенность сложившейся ситуацией и глубокое осознание проблемы. Идея проведения автопробега родилась в сознании всех его участников. Именно поэтому люди способны самостоятельно встать в колонну и двигаться в ней организованно без особого внешнего управления. Совместное движение в колонне показывает протестное настроение людей, их силу и решительность. Автопробег не предполагал каких-либо выступлений и утверждений резолюции, поскольку это все было на октябрьском митинге.
Но мы четко понимаем, к чему нам стремиться.
Мы считаем, что власть должна бить строго в цель, прямо решая проблему, а не промахиваться около да близко, теряя время, свою репутацию и предоставляя возможность «Чек-су» построить яд-завод. Необходимо расторгнуть с «Чек-су» договоры аренды земли, забрав у нее все отданные земельные участки, на которых планируется ферромарганцевое производство. Необходимо принять закон, который запретит начинать деятельность по выбросам вредных веществ в окружающую среду, если состояние этой среды тяжелое. Требуется принять закон о пригородной зеленой зоне, запрещающий размещать в пригороде легких города предприятий 1-2 классов опасности. Следует обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недопустимым негативного воздействия на окружающую природную среду будущим ферромарганцевым производством. Наконец, нужно обжаловать лживое «положительное» заключение Главгосэкспертизы...
Автор: Артем Карданец
За предоставленные фото благодарим участников пробега, активистов движения «Красноярск против», а также Afisha.4geo.ru