05.10.2011

Твари мы дрожащие или право имеем?

Анекдот: "Уважаемые жильцы! Завтра в вашем доме отключат холодную и горячую воду, свет, отопление. После чего вас выведут во двор, где и расстреляют. Администрация".

Перефразируя эти слова применительно к обсуждению темы строительства ферромарганцевого завода в Красноярске, можно было бы составить следующее обращение к гражданам нашего города: "Уважаемые Красноярцы! В скором времени вам будут значительно повышены тарифы на услуги ЖКХ, введён обременительный налог на недвижимость, взвинчены цены на топливо, одежду, продукты питания, образование, медицинские услуги, повышен пенсионный возраст, приведена к катастрофическому уровню экологическая обстановка в городе. Всех, кто выживет после этих нововведений, выведут во дворы, где и расстреляют".

Впрочем, расстреливать, скорее всего, не придётся. Мы сами вымрем - постепенно и мучительно.

Мы - это все те, у кого не будет сил, решимости или финансовой возможности покинуть пределы города и переселиться в экологически безопасные районы, или уехать за границу подальше от всего этого театра абсурда, которым является наша сегодняшняя жизнь в родном государстве - иными словами, поголовное большинство красноярцев.

Мы - это население города и часть населения страны, с которым считаться не принято. Ни в чём и никогда. Даже в выборе президента. Всё решают за нас власть и кошелёк имущие: как и чему учить наших детей, чтобы они быстрее и вернее дебилизировались; как поглубже залезть в наш и без того тощий и скудный карман, отнимая реформой за реформой право на достойную жизнь; как разделить юридическое право и ответственность на категории "для бедных" и "для богатых" и т.д. А вот теперь помимо всего прочего решают (уже решили!) за нас - жить нам или медленно умирать под прицелом труб уже двух металлургических промышленных гигантов.

Нет, не подумайте: я не паникёрша и не истеричка. Но мне действительно страшно за жизнь и здоровье: и своё, и своих родных и близких людей, поскольку по образованию я эколог и в вопросах влияний промышленного производства на экосистемы и на организм Homo sapiens разбираюсь профессионально. И мне очень бы хотелось посмотреть в глаза чиновникам администрации города и края, которые одним росчерком пера подписали нам с вами смертный приговор.

Разве они не знали, что производство ферросплавов (независимо от производительности) относится к первой категории опасности?

Разве они не слышали о том, что ещё решением Совета Министров СССР было запрещено размещение в Красноярске новых промышленных предприятий, требующих больших санитарно-защитных зон, т.е. предприятий I-III класса вредности?

Разве не догадывались, что строительство и запуск ещё одного металлургического комбината (с производительностью 250 тысяч тонн в год) приведёт к экологической катастрофе и поставит на грань выживания миллион жителей города?

Разве не осознавали, что марганец из организма ничем не выводится, а имеет тенденцию только накапливаться, приводя к серьёзным неизлечимым заболеваниям?

Конечно, знали. Да только вот плевать они хотели на земляков! Ради звонкой монеты, ежеминутной прибыли готовы заложить и душу, и нас с вами, как рабов, в придачу, и будущее детей наших и внуков.

Один из решивших облагодетельствовать Красноярск, председатель Совета директоров ЗАО "Чек-СУ.ВК" Хроленко сулит нам "кущи райские", обещая и создание 2,5 тысячи рабочих мест, и громадные отчисления в бюджет края, и электролитейное экологически безопасное производство.

Красноярцы, ну мы-то не дети, неужели поведёмся на такие байки?

Разве не задыхаемся мы от выбросов, хотя то и дело слышим с телеэкранов, что там и сям создаются экологические экспертизы (не внешние, заметьте, а свои, внутренние - эдакие "междусобойчики"), и что ночами не спят акционеры, только и думают о нашей с вами безопасности экологической?

Только скажите на милость, почему год от года в нашем городе стремительно растёт статистика заболеваний, особенно онкологических? Нам уже не хватает прежних мощностей краевого и городского онкологических диспансеров. А теперь задумайтесь, здравомыслящие сапиенсы, что будет после введения ещё одного предприятия-гиганта?

И где, расскажите, обещанные поступления в бюджет? Никак в офшорных зонах, родимые? Про "безопасные" производства мы не только знаем, но и чувствуем их и органами обоняния, вдыхая полной грудью "экологически чистые" выбросы, и зрительными анализаторами, наблюдая плотный сгусток "озона" при въезде в город. А выбросы ферромарганцевого завода во много раз ядовитее и вреднее! И нет у этого завода высокой трубы, как у ТЭЦ, а посему вредные вещества производства будут рассеиваться беспрепятственно по жилым районам Красноярска!

И не надо, бога ради, давить на нашу сознательность и патриотизм и рассказывать про федеральную значимость завода! Если он так значим - выносите его строительство в нежилые районы, подальше от людей - за 500, 1000 км, а не за 10, а рабочих возите на вахты. Что, дорого? Не хватает на вожделенную яхту, дворец или обучение деток в Оксфорде? А вы подсчитали, сколько обойдётся городу и каждой семье восстановление здоровья? Хотя вряд ли вы даже задумывались об этом.

Красноярцы, неужели мы и это примем покорно, со смирением, как "твари дрожащие"? Неужели не осталось у нас с вами ни гражданской ответственной позиции, ни элементарного, данного природой чувства самосохранения? Проекту собираются дать зелёный свет, не проведя ни широкие общественные слушания, ни экологическую экспертизу. Нам, как всегда, уготовили роль "баранов на заклание", заключённых концлагеря, обречённых волей судьбы закончить свою жизнь в душегубке, не задумываясь о том, что мы - живые люди, со своими семьями, надеждами и устремлениями.

Красноярцы! Не забывайте: у нас есть право отстаивать своё законное желание жить (а речь сейчас идет именно о нём)!

Жители микрорайона "Солнечный" собрали 5 тысяч подписей за неделю. Почему мы, остальные красноярцы, не знали об этом митинге? Где были наши доблестные "акулы пера", журналисты-телевизионщики, почему не известили широко, с экранов, что, мол, тогда-то и во столько-то состоится митинг против строительства завода-убийцы, и, дескать, неравнодушных приглашаем принять в нём участие? Я уверена, каждый из тех, у кого ещё осталась совесть, приехал бы на митинг и внёс свою подпись в общий список. И было бы их не 5, а 500 тысяч. Да я бы лично обошла дом, в котором живу, и собрала подписи. И, думаю, так поступили бы тысячи людей.

Есть ли в нашем городе общественная организация, партия, некое образование, которое могло бы возглавить общественное движение и организовать коллективный общегородской протест против строительства и ввода в эксплуатацию ферромарганцевого завода?

Я обращаюсь к трезвомыслящим чиновникам края и города, к неравнодушным гражданам города, к журналистам: задумайтесь, какому предприятию вы дали добро? Остановите, пока не поздно, этот губительный для нашего уникального города проект!


Наталья Рубленко, эколог, Красноярск, «Красноярский рабочий»